Президент Кыргызстана подписал поправки к закону о религии. Как считают эксперты, глава государства решился на очень важный шаг, сделать который до него никто не осмеливался. При этом Садыр Жапаров подошел к этой сложной и тонкой теме с большой ответственностью и уважением к чувствам верующих. Решение было принято с учетом мнений и предложений ученых и представителей муфтията. После опубликования документа, глава государства на своей личной социальной странице дал разъяснение кыргызстанцам, подробно объяснив необходимость упорядочения деятельности в религиозной сфере.
Упущения, копившиеся и наслаивавшиеся друг на друга годами вопросы, привели к тому, что в Кыргызстане появились различные течения, в том числе противопоставляющие себя традиционным, устоявшимся в республике формам ислама. Как отметил президент Садыр Жапаров, количество таких организаций составляет несколько десятков, кроме того нельзя исключать, что скрытую деятельность ведут Аль-Каида, Хизб ут-Тахрир аль-Ислами, Йакын Инкар, Джабхат ан-Нусра и ряд других.
«Есть и случаи, когда запрещенные течения также распространяют книги, листовки и видеоматериалы. У нас нет претензий к нашим гражданам, которые искренне отправляются на даават с чистыми намерениями. Проблема заключается в том, что некоторые недобросовестные организации используют обходы, как прикрытие, чтобы тайно увлекать наших граждан в неправильные течения.
Это крайне опасная тенденция, которая угрожает нашему будущему. Мы уже видим, как в мусульманских странах, например, в Сирии и других, мусульмане сами борются друг с другом, утверждая: «Моя организация правильная, а твое течение ошибочно». Из-за этой борьбы за влияние проливается кровь миллионов мусульман.
Такие последствия — результат того, что эти страны с давних пор были разделены на разные радикальные и раздробленные течения, как сейчас у нас. Когда сторонников таких групп становится больше, начинаются конфликты и борьба за влияние. Внешние силы, которым это выгодно, тоже разжигают эти противостояния.
Сколько уже пролито крови. Поэтому мы, небольшой народ Кыргызстана, должны жить в рамках нашей единственной традиционной религии. Муфтият и религиозные ученые, помогите навести порядок в этом вопросе», – призвал президент Садыр Жапаров.
Известный богослов и член экспертного совета по межэтническому согласию и религиозной политике Кадыр Маликов в интервью ИА «Кабар» отметил, что подписанные президентом изменения в закон не преследуют цель ввести какие-то ограничения. По его мнению, сейчас правильнее говорить о защите традиционных религиозных ценностей и стабильности в обществе.
«Постоянно изменяется ситуация и в религиозной сфере, и мы видим, что происходит в целом в мире. Соответственно это требует определённых корректив и поправок. Поэтому подписанный закон очень важен, потому что он регулирует современные тенденции и нивелирует возникающие вызовы. Это определенность в отношениях между государством и религиозными организациями. Другой, очень важный момент, на что многие мало обращают внимание, это регулирование самого процесса обучения тех, кто проводит миссионерскую деятельность. Это очень серьезная ответственность, которая требует высокого уровня знаний о духовности, качественных программ подготовки. Никакого ущемления на самом деле нет, есть упорядочение.
На самом деле, прежде всего, нужно говорить именно об этом. Так как сейчас есть очень много моментов, которые ведут к определённым рискам для общества и государства. Речь не о религии, а о тех течениях, которые прикрываясь ею, занимаются деятельностью совершенно иного рода. Поэтому все страны работают над тем, чтобы, я бы сказал, упорядочить эти вопросы. Определенная доля контроля — это естественно, потому что даже если поехать в Афганистан, можно увидеть, что Талибан совершенствует свою законодательную базу. Они внесли в список запрещенной литературы главную книгу ваххабизма, в целях безопасности и недопустимости раскола общества из-за религиозных взглядов.
В целом закон, принятый в Кыргызстане, на самом деле ориентирован на защиту самого ислама, его традиционных форм, которые давно установились на территории нашей страны и в Центральной Азии на протяжении последних веков. Возникло очень много течений, которые были привнесены извне, и иногда они противоречат и социальным нормам, светской системе ценностей и обычаям кыргызов. Поэтому вводимые сейчас нормы имеют консолидирующий и стабилизирующий фактор», – отмечает Кадыр Маликов.
Что касается непосредственно даавата, то, как подчеркнул президент, в законе есть только один спорный момент — это вопрос обхода домов для проповедей. В Кыргызстане вопрос обхода домов для проповедей (Кыдыруу) еще не урегулирован должным образом. Не определено, кто выдает разрешение на такие обходы, кто может участвовать, какое образование необходимо, кто имеет право проводить даават, какие листовки или книги разрешено распространять и кто будет проверять эти материалы.
«Не будем забывать, что граждан со светскими взглядами в нашей стране столько же, сколько и строго религиозных. Они выступают против того, что незнакомцы ходят по квартирам и домам, стучатся в двери.
Люди хотят получить ответы на вопросы о том, кто эти странствующие проповедники, есть ли у них удостоверения, выданные муфтиятом, казиятом или хатыбиятом, какую организацию или направление они пропагандируют, и не противоречит ли это направление нашей религии», – пояснил глава государства.
Иначе говоря, речь идет в том числе и о правах человека. В этом вопросе должен быть достигнут общественный консенсус, на основе взаимного уважения к интересам граждан и доброго отношения друг к другу.
«Есть определённые течения, которые поднимают вопрос обхода квартир, но этим также занимаются и представители псевдо-христианских сект, поэтому, на мой взгляд, очень правильно, что в данном случае учитываются права всего населения Кыргызстана. До разработки поправок проводились различные социологические исследования и опросы, и большинство граждан просило ограничить поквартальные, подомовые и поквартирные обходы. Это ведь связано еще и с вопросами безопасности. Поэтому есть моменты, которые нужно еще отрегулировать.
Президент ведь не запрещает даават, этот вопрос оставлен на доработку. Муфтият и совет улемов должны разработать правила, чтобы граждан посещали проповедники, глубоко знающие религию, обладающие достаточным уровнем духовного образования. Когда ДУМК определит эти нормы, даават будет проводиться как прежде. Но сейчас регулирование этой сферы, на мой взгляд, это и защита чистого ислама, от проникновения и влияния течений, имеющих внешние центры управления, так как за ними стоят другие страны и другие интересы», – резюмирует Кадыр Маликов.
Эксперт по вопросам безопасности Эдил Марлис уулу в комментариях ИА «Кабар» обозначил риски, возникающие перед государством, если в его религиозной сфере присутствуют течения, находящиеся под зарубежным влиянием.
«Традиционный для нашего региона ислам — это очень миролюбивое принятие религии через обучение. Главным девизом является высказывание одного из местных проповедников: «Религия в голове, а руки в работе». Государство осознало, что нужно делать шаги в правильном направлении. У нас сегодня ситуация такая, что между ближними селами происходит толкование ислама в зависимости от имама. Закон нужен, только так мы сможем сохранить государство. Идти и учить кого-то, не имея образования, это большая ошибка», – подытожил Эдил Марлис уулу.
Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», подписанный президентом Садыром Жапаровым, является крайне актуальным и необходимым в нынешнее время. Об этом в интервью агентству «Кабар» сообщил эксперт-теолог Заирбек Эргешов.
По его словам, проблемы, которые призван решить данный закон, обсуждались экспертами уже давно. Предложения о внесении изменений и дополнений в закон о религии предлагались более 10 лет назад.
В Конституции страны закреплены нормы, согласно которым в случае угрозы государству и национальным интересам допускается ограничение некоторых прав граждан.
Нововведения в Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» направлены на обеспечение государственной безопасности, защиту национальных интересов, предотвращение религиозного экстремизма и терроризма, а также на поддержку традиционных ценностей.
«Новые правила не направлены против ислама или даавата. Цель закона — упорядочить проведение проповедей. Проповедями должны заниматься образованные лица, которые хорошо понимают основы религии. Упорядочивание касается не только исламских течений, но и всех других религий (христианство, буддизм и т. д.), представленных на территории страны», — подчеркнул Эргешов.
Эксперт также добавил, что изменения в закон не ограничивают свободу вероисповедания. Согласно новым правилам, запрещено проводить проповеди и распространять религиозные материалы на улицах и в образовательных учреждениях. Теперь для проповеднической деятельности необходимо зарегистрироваться в муфтияте или его областных и районных подразделениях и вести проповеди исключительно в мечетях, церквях и других местах религиозного поклонения.
В Духовном управлении мусульман Кыргызстана отмечают, что подписанный президентом закон направлен на укрепление согласия в обществе, равное отношение к правам представителей различных религий и обеспечение толерантности. Единство народа — это та цель и ценность, которую разделяют все.
ИАЦ “Кабар” Кирилл Степанюк