На прошлой неделе завершился тур министра иностранных дел Великобритании Дэвида Кэмерона по странам Центральной Азии.
Основные тезисы его визита не новы, судя по всему, Кэмерон просто периодически освежает их в памяти элит ЦА.
В его спичах вновь звучала важность построения гражданского общества, переориентирование геополитических приоритетов в сторону Великобритании, смещение языковых приоритетов в сторону усиления национальных идей, а вместе с тем важностью изучения английского языка.
Особое внимание привлекают абсурдные искажения истории в звучащих высказываниях по поводу «общей безопасности» и «поддержке британцев в момент завоевания суверенитета странами ЦА». Сложно обвинять такого государственного деятеля в незнании истории. Скорее в намеренном ее искажении.
Весьма вычурно смотрелся Кэмерон и на фоне юрты и с казаном плова. По данным фото никогда бы не подумалось о каком-либо «общем прошлом». Наши люди умею считывать дешевый пиар и лукавство.
Итоги визита главы британского МИД неоднозначны и найти практическую значимость в них сложно. Как для нас, так и для них. Из всех стран ЦА, лишь Казахстан подписал стратегическое соглашение о партнерстве.
Старая ирландская пословица: «Если два соседа дерутся, значит накануне у одного из них ночевал англичанин».
Сегодняшний вкусный жирный кусок пирога под названием Центральная Азия интересует Лондон не меньше, чем это было во времена войны в Афганистане. Только вот афганская операция провалилась и теперь им приходится искать новые интересы. Например, Монголия, которую британцы называют «линией разлома» между Россией и Китаем.
На текущее время Британия имеет соглашение с Монголией по части полезных ископаемых. Реальный действий и практических проектов по данному соглашению не проводится. Но факт соглашения уже дает право осуществлять таковые. Однако Монгольское руководство весьма прагматично и не планирует рушить взаимовыгодные отношения с рядом крупных партнеров.
В части энергетических и оборонных совместных проектов намерения Британии кажутся утопичными, потому как у страны попросту недостаточно ресурсов для замещения уже имеющихся на сегодня совместных проектов с Турцией, Китаем, Россией и соглашений в рамках Тюркского мира.
В части намерений Лондона спонсировать стратегию «мягкой силы» в направлениях распространения английского языка в странах ЦА кажется не очень логичным. Во-первых, амбициозность цели не коррелируется с выделенной на нее суммой (всего 50 млн фунтов стерлингов). Во-вторых, изучение английского языка и так пользуется большим спросом на территории ЦА, это обусловлено трендом на образовательную и трудовую миграцию. В частности, высокий уровень изучения английского языка замечен в школах Монголии, а в Казахстане объявления курсов по английскому можно найти чуть ли не на каждом ларьке с мороженным.
Особенность культуры ЦА всегда была в том, что здесь понимаю ценность единства. И как на рентгене умеют видеть того, кто представляет угрозу этому единству.
Все что имеет под собой агрессивную подчинительную основу и стратегию наживы на чужом здесь обречено на провал. Здесь ценится только равный, конструктивный и открытый диалог.